ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ » Cеминар для педагогов-психологов » Cеминар для педагогов-психологов ОУ


Cеминар для педагогов-психологов ОУ

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

[b]Cеминар для педагогов-психологов ОУ «Психолого-педагогическая поддержка родителей и учителей. Современные формы и методы работы»[/b]

0

2

Добрый день, коллеги! Новый форум?

0

3

Что то не так! Не могу зарегистрироваться заново и зайти по старым данным! Не удобно.

0

4

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса? :idea:

Отредактировано Екатерина Степанцова (2018-12-11 13:50:43)

0

5

0

6

Добрый день, уважаемые коллеги! Дистанционный семинар для педагогов-психологов активно начал свою работу. И сегодня мы с Вами будем обсуждать современные формы и методы работы педагога-психолога по психолого-педагогической поддержке родителей и учителей. Прошу Вас присоединяться к форуму, принимать активное участие в его работе.
Школа была, есть и останется  организацией обеспечивающей обучающий и воспитательный процесс,  реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. И хорошее, и плохое человек получает в семье. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.  Школа может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых: ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ.
Родители иногда не знают, как найти «общий язык» с ребенком, так как не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. До тех пор, пока родители не получат информацию о возможностях взаимодействия, рассчитывать на их активную поддержку и помощь не приходится.
Инновационные формы работы с родителями
          Содержание сотрудничества  с родителями включает три основных направления:
 психолого-педагогическое просвещение родителей;
 вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
 участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

0

7

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:
 родительские университеты;
 конференции;
 индивидуальные и тематические консультации;
 родительские собрания;
 тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
 дни творчества детей и их родителей;
 открытые уроки и внеклассные мероприятия;
 помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
 родительское общественное патрулирование;
 шефская помощь.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
 участие родителей класса в работе совета школы;
 участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
 участие в работе совета содействия семье и школе.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

0

8

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.

Прежде чем перейти к характеристике основных форм и ме­тодов работы учителей с родителями учащихся, необходимо ос­тановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил такого взаимодействия и способах установления контак­тов с семьей.
Первое правило. В основе работы школы и классного руково­дителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение автори­тета родителей. Нравоучительный, назидательный, категорич­ный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потреб­ность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанно­сти, но не у всех на практике воспитание получается таким, ка­ким оно должно быть. Им важно знать не только что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — это взаимное уважение. Тогда и формами контроля становятся обмен опытом, совет и совместное об­суждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Цен­ность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство собственной ответственности, требователь­ности, гражданского долга.
Помещавшиеся по месту работы родителей "Экраны успевае­мости", "Открытые журналы" не принесли необходимого резуль­тата; беседы с отцами и матерями, попавшими в "черные спи­ски", показывают, что пользы от их вывешивания нет, у родите­лей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказа­ния, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в шко­лу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между матерью и отцом. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Учитель, классный руководитель в выборе форм и методов работы долж­ны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и ак­тивности в воспитании. Психологически родители готовы под­держать все требования, дела и начинания школы. Даже те ро­дители; которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью отно­сятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неос­торожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководи­тель — лицо официальное, но, по роду своей деятельности каса­ясь интимных сторон жизни семьи, нередко он становится воль­ным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от "чужих". Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуют­ся. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелатель­ным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные каче­ства ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ори­ентация на успешное развитие личности. Формирование харак­тера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скач­кообразный характер его, жесткая причинно-следственная обу­словленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности педагога. Хорошо извест­но, что существуют десятки способов решения возникающей пе­дагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздей­ствия на личность, а не как на рецептурный указатель.
Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача учителя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и роди­телям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения.
Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. По данным статистики, более 90 % детей воспитывается сегодня в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для посещения учителя. Внезапное посещение учи­теля может вызвать смущение, замешательство родителей, заня­тых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время в доме могут оказаться родственники, гости, неред­ко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Посещение по приглашению меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного положи­тельного.
К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своих пи­томцах. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова учителя.
Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом от­ношении для родителей, классных руководителей представляют журналы "Семья и школа", "Воспитание школьников", другая литература по семейно-школьному воспитанию. Все это исполь­зует в своей работе классный руководитель. Но все-таки слово классного руководителя родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать его похвалу в свой адрес, узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспита­ния, почему возникают ошибки.
Одной из форм установления контактов является общение родителей и классных руководителей в процессе выполнения первыми педагогических поручений. Можно указать несколько ви­дов педагогических поручений.

Отредактировано Екатерина Степанцова (2018-12-12 07:46:35)

0

9

При общении с семьями  необходимо учитывать следующие способы установления контактов и правила взаимодействия с семьей.
                                                                                 Способы взаимодействия образовательного учреждения с семьями.
                Выражение позитивного отношения к воспитаннику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение. Педагог отмечает положительное в развитии ребенка (класса, группы), отмечает успехи и достижения. Это настраивает родителей на доверительное и открытое общение с педагогом.
                Выражение беспокойства и тревоги за ребенка (класс, группу детей). Педагог, общаясь с родителями, не пытается их руками наказать ребенка, а призывает их к совместному поиску решения проблемы в беспокоящей обе стороны ситуации. Воспитатель пользуется такими оборотами: меня очень беспокоит...; тревожным мне кажется то, что...
                Совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка. Только совместное заинтересованное и откровенное обсуждение воспитателя с родителями проблем ребенка может помочь установить, что мешает ребенку нормально жить и развиваться, и соответственно принять адекватные меры.
                Разработка педагогической тактики и стратегии в отношении разрешения возникающих проблем. Воспитатель совместно с родителями определяет, какие методы и средства воспитательного воздействия для устранения негативных проблем и закрепления положительных тенденций в развитии ребенка наиболее приемлемы в данный момент, в ближайшем будущем, отдаленном будущем со стороны школы и со стороны семьи.
                Выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком, построенного на основе уважения его личности и интересов.
                                                                                Правила общения с родителями
 Не приказывать. Педагог должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с родителями следует отказаться от фраз типа "вы должны", "вам необходимо", "вам нужно" и т.п. Естественной реакцией родителя на эту фразу могут стать слова: "Ничего я вам не должен. Мой ребенок, как хочу, так и воспитываю!"
 Не угрожать. Любая угроза — это признак слабости. Угроза со стороны педагога — это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны педагога провоцируют конфликт. "Если Вы не предпримите меры, то...", "если поведение Вашего ребенка не исправится, то...", — подобные замечания свидетельствуют о неумении педагога аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями. Такое общение не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания.
 Не проповедовать. "Ваш родительский долг обязывает...", "Вы как мать (отец) должны..." — эти воззвания чаще всего не воспринимаются и не осознаются родителями как значимые, вследствие их абстрагированность от реальной педагогической ситуации.
 Не поучать. Педагог должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику ("если бы Вы послушали меня, то...", "если бы Вы последовали примеру...").
 Не подсказывать решения. Педагог не должен "учить жизни" родителей. "На Вашем месте я бы..." — эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс общения, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие родителей.
 Не выносить суждений. Высказывания со стороны педагога типа "Вам необходимо больше времени проводить с ребенком", "Вы должны сменить место работы", "Вы слишком мало внимания уделяете семье" чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест родителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
 Не оправдывать и не оправдываться. Педагог потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с родителями на основе этих приемов общения. "Поведение Вашего сына не так уж плохо, как кажется на первый взгляд" — данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую педагогическую проблему менее значимой для родителя. В свою очередь, педагог не должен оправдываться перед родителями, пытаясь таким образом обосновать свою педагогическую деятельность: "Я поставил Вашему ребенку тройку, потому что он недостаточно хорошо справился с заданием".
 Не ставить "диагноз". "Ваш ребенок слишком нервный. Пусть с ним побеседует школьный психолог" — такая фраза педагога непременно насторожит родителя и настроит его против него.
 Не выпытывать. Любые вопросы, не имеющие отношения к педагогическому процессу, педагог должен оставлять "при себе".
 Не провоцировать конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будут соблюдены все десять правил общения с родителями.
                                                                        Есть еще ряд правил, соблюдение которых укрепить взаимодействие с семьей, будет способствовать формированию положительной мотивации у родителей к
общению с детским образовательным учреждением:
• основной и единственной целью педагогического взаимодействия должно быть создание единого воспитательного пространства для гармонизации развития детей и обеспечения их безопасности;
• не форсировать процесс установления доверительных отношений с семьей; не возлагать профессиональные функции воспитания на родителей и не перекладывать родительские обязанности на педагогов;
• ни образовательное учреждение, ни семья не должны делать что-то, что лежит за пределами их воспитательных функций;
• взаимно признавать автономию образовательного учреждения и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью — просьбу;
• сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;
• сохранять неприкосновенность профессиональной и семейной сфер;
• не претендовать на перевоспитание родителей;
• принимать как данность семейные обстоятельства, ставя воспитательный акцент на отношении к этим обстоятельствам;
• считать критерием оценки совместной деятельности только положительные новообразования в личности ребенка;
• не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей — всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь;
• не создавать двойного давления на ребенка семьи и образовательного учреждения.
Необходимо стремиться к тому, чтобы основанием совместной деятельности выступала добровольность обеих сторон.
                     Во взаимодействии с семьей для четкого понимания специфики отношений в ней следует учитывать следующие факторы:
1. Образ жизни и поведение в семье.
2. Нравственный и культурный уровень отца и матери.
3. Взаимоотношения их друг с другом.
4. Отношение матери и отца к своему ребенку.
5. Осознание и понимание ими целей, задач семейного воспитания и средств, способов их достижения.
                     При оценке семьи и разработке педагогически целесообразного взаимодействия с ней необходимо получить информацию о профессиях членов семьи, материальной обеспеченности, жилищных условиях.
                      Выявить культурный уровень семьи и выражающие его формальные характеристики семейного обихода:
• образование членов семьи;
• наличие и объем библиотеки, что из нее читают дети, что выписано по их инициативе;
• каковы семейные традиции и праздники;
• каковы устойчивые интересы, склонности и способности, проявляемые детьми дома;
• особенности реальных воспитательных возможностей семьи (взаимоотношения между ее членами и особенно родителями и детьми;
• степень родительского авторитета;
• внимание взрослых, уделяемое подрастающему поколению;
• стиль, методы и приемы воспитания;
• традиционно используемые меры поощрения и наказания;
• семейные обязанности детей;
• степень единства воспитательных воздействий взрослых членов семьи;
• уровень выполнения требований образовательного учреждения и общесемейный режим и климат.
                   Внесемейные влияния и взаимоотношения: друзья, компания, двор, улица, соседи и знакомые родителей. Понимая необходимость и важность подобной информации, получать ее можно только в очень корректной форме, больше путем наблюдения за ребенком, в процессе непосредственного общения с членами семьи.
Особое внимание следует уделить неблагополучным семьям, характеризующимся той или иной степенью дезорганизации семейных связей.
В свою очередь и образовательное учреждение должно также всесторонне и регулярно информировать родителей или участвующих в педагогическом процессе членов семьи обо всем, что их интересует, но не нарушая границ дозволенного и допустимого.

Педагог-психолог МОУ СОШ №6 Ткачева С.В.

0

10

Задача не легкая , но решаемая всеми педагогами школы
Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача педагога.. Задача не легкая , но решаемая всеми педагогами нашей школы. Существуют   определенные правила взаимодействия  педагогов с родителями.
Первое правило. В основе работы школы и классного руково¬дителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение автори¬тета родителей. Нравоучительный, назидательный, категорич¬ный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потреб¬ность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанно¬сти, но не у всех на практике воспитание получается таким, ка¬ким оно должно быть. Им важно знать не только что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — это взаимное уважение.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и ак¬тивности в воспитании.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неос¬торожного вмешательства в жизнь семьи
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные каче¬ства ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ори¬ентация на успешное развитие личности. Сержантова Н. Н.

0

11

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.
Формы работы с родителями разнообразны:
индивидуальные: посещение семей воспитанников на дому, беседы с родителями, дни консультаций родителей;
групповые: взаимная работа специалистов с родителями;
коллективные родительские собрания,  консультации,.
Однако в нашем случае мы делаем больший упор на индивидуальную работу с родителями, так как родители наших детей  требуют как и дети особого внимания.

0

12

Позитивное взаимодействие классного руководителя и родителей.
Чего же хочет родитель от учителя или классного руководителя?
— Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.

— Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.
— Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)
— Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?
Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит. И самые замечательные слова могут пропасть втуне, если они звучат осуждающе или оценивающе. Учителя ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю. Поэтому давайте рассмотрим некоторые психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания.

Приемы конструктивного взаимодействия
Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка?
Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.
Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.
Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».
Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.
Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».
При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».
После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.

0

13

«Формы  и методы взаимодействия  с родителями»
        Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа (психолог)  и родители.   Именно от их работы зависит то, насколько родители  понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа¬лизации. При этом родители должны рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла¬гоприятные условия для развития ребенка.
       В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
       Значительное место в системе работы  педагога-психолога  с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
    Содержание взаимодействия  психолога  с родителями включает три     
     основных направления:
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
• участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:
• конференции;
• индивидуальные и тематические консультации;
• родительские собрания;
• тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
• дни творчества детей и их родителей;
• открытые уроки и внеклассные мероприятия;
• помощь в организации и проведении внеклассных дел;
• шефская помощь.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
• участие родителей класса в работе совета школы;
• участие родителей класса в работе классного и общешкольного родительских комитетов;
• участие в работе совета содействия семье и школе.
      Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями.
     Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда педагог – психолог  только начал знакомится  с родительским коллективом класса, когда дети только переступили порог школы. 
     Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
    Темы родительских вечеров могут быть следующими:
• Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
• Первые книжки ребенка.
• Друзья моего ребенка.
• Праздники нашей семьи.
• Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
• Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
• Фотографии нашего детства.
• Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
     Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
     В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
     Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
     Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
     Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.
    Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
• Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
• Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
• Соблазны и пути их преодоления.
• «За и против» школьной формы.
• Трудности школьного урока. В чем они состоят?
      Во взаимодействии с  родителями психолог и  классный руководитель должены проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей  и на  успешное  взаимодействия.

      Для взаимодействия  с родителями  рекомендуется  собирать  микрогрупповые собрания, упражнения с элементами  тренинга для родителей:
    Микрогрупповые собрания
      В этом случае на встречу мы приглашаем только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.
На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.
     Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.
Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а),что…
     Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
    Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.
    «Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
     «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог  дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещаются на стенд «Копилка родительского опыта».
     «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
    «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
    «Запись на листах».  При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
     Прогнозируемые результаты
- Об  эффективности проводимой работы с родителями будут свидетельствовать:
- проявление  у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение  дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы  на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение  количества вопросов к психологу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление  взрослых к индивидуальным контактам с психологом;
- размышление  родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение  их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Заключение
      Родители и психолог – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда психологи и  родители станут союзниками. Союз, взаимопонимание психологов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог – психолог  исключает в работе с семьей дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями  должно показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий.

0

14

Добрый вечер!

0

15

ДО ТЕХ ПОР ПОКА РОДИТЕЛИ НЕ ПОЛУЧАТ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, РАССЧИТЫВАТЬ НА ИХ АКТИВНУЮ ПОДДЕРЖКУ И ПОМОЩЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ.

0

16

Методические правила взаимодействия образовательного учреждения с семьями

1. Выражение позитивного отношения к воспитаннику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение. Педагог отмечает положительное в развитии ребенка (класса, группы), отмечает успехи и достижения. Это настраивает родителей на доверительное и открытое общение с педагогом.

2. Выражение беспокойства и тревоги за ребенка (класс, группу детей). Педагог, общаясь с родителями, не пытается их руками наказать ребенка, а призывает их к совместному поиску решения проблемы в беспокоящей обе стороны ситуации. Воспитатель пользуется такими оборотами: меня очень беспокоит...; тревожным мне кажется то, что...

3. Совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка. Только совместное заинтересованное и откровенное обсуждение воспитателя с родителями проблем ребенка может помочь установить, что мешает ребенку нормально жить и развиваться, и соответственно принять адекватные меры.

4. Разработка педагогической тактики и стратегии в отношении разрешения возникающих проблем. Воспитатель совместно с родителями определяет, какие методы и средства воспитательного воздействия для устранения негативных проблем и закрепления положительных тенденций в развитии ребенка наиболее приемлемы в данный момент, в ближайшем будущем, отдаленном будущем со стороны школы и со стороны семьи.

5. Выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком, построенного на основе уважения его личности и интересов.

Правила общения с родителями

1 Не приказывать. Педагог должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с родителями следует отказаться от фраз типа "вы должны", "вам необходимо", "вам нужно" и т.п. Естественной реакцией родителя на эту фразу могут стать слова: "Ничего я вам не должен. Мой ребенок, как хочу, так и воспитываю!"

2. Не угрожать. Любая угроза — это признак слабости. Угроза со стороны педагога — это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны педагога провоцируют конфликт. "Если Вы не предпримите меры, то...", "если поведение Вашего ребенка не исправится, то...", — подобные замечания свидетельствуют о неумении педагога аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями. Такое общение не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания.

3. Не проповедовать. "Ваш родительский долг обязывает...", "Вы как мать (отец) должны..." — эти воззвания чаще всего не воспринимаются и не осознаются родителями как значимые, вследствие их абстрагированность от реальной педагогической ситуации.

4. Не поучать. Педагог должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику ("если бы Вы послушали меня, то...", "если бы Вы последовали примеру...").

5. Не подсказывать решения. Педагог не должен "учить жизни" родителей. "На Вашем месте я бы..." — эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс общения, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие родителей.

6. Не выносить суждений. Высказывания со стороны педагога типа "Вам необходимо больше времени проводить с ребенком", "Вы должны сменить место работы", "Вы слишком мало внимания уделяете семье" чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест родителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

7. Не оправдывать и не оправдываться. Педагог потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с родителями на основе этих приемов общения. "Поведение Вашего сына не так уж плохо, как кажется на первый взгляд" — данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую педагогическую проблему менее значимой для родителя. В свою очередь, педагог не должен оправдываться перед родителями, пытаясь таким образом обосновать свою педагогическую деятельность: "Я поставил Вашему ребенку тройку, потому что он недостаточно хорошо справился с заданием".

8. Не ставить "диагноз". "Ваш ребенок слишком нервный. Пусть с ним побеседует школьный психолог" — такая фраза педагога непременно насторожит родителя и настроит его против него.

9. Не выпытывать. Любые вопросы, не имеющие отношения к педагогическому процессу, педагог должен оставлять "при себе".

10. Не провоцировать конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будут соблюдены все десять правил общения с родителями.

11. Есть еще ряд правил, соблюдение которых укрепить взаимодействие с семьей, будет способствовать формированию положительной мотивации у родителей к общению с детским образовательным учреждением:

• основной и единственной целью педагогического взаимодействия должно быть создание единого воспитательного пространства для гармонизации развития детей и обеспечения их безопасности;
• не форсировать процесс установления доверительных отношений с семьей; не возлагать профессиональные функции воспитания на родителей и не перекладывать родительские обязанности на педагогов;
• ни образовательное учреждение, ни семья не должны делать что-то, что лежит за пределами их воспитательных функций;
• взаимно признавать автономию образовательного учреждения и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью — просьбу;
• сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;
• сохранять неприкосновенность профессиональной и семейной сфер;
• не претендовать на перевоспитание родителей;
• принимать как данность семейные обстоятельства, ставя воспитательный акцент на отношении к этим обстоятельствам;
• считать критерием оценки совместной деятельности только положительные новообразования в личности ребенка;
• не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей — всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь;
• не создавать двойного давления на ребенка семьи и образовательного учреждения.
Необходимо стремиться к тому, чтобы основанием совместной деятельности выступала добровольность обеих сторон.

Во взаимодействии с семьей для четкого понимания специфики отношений в ней следует учитывать следующие факторы:

1. Образ жизни и поведение в семье.
2. Нравственный и культурный уровень отца и матери.
3. Взаимоотношения их друг с другом.
4. Отношение матери и отца к своему ребенку.
5. Осознание и понимание ими целей, задач семейного воспитания и средств, способов их достижения.
При оценке семьи и разработке педагогически целесообразного взаимодействия с ней необходимо получить информацию о профессиях членов семьи, материальной обеспеченности, жилищных условиях.

Выявить культурный уровень семьи и выражающие его формальные характеристики семейного обихода:

• образование членов семьи;
• наличие и объем библиотеки, что из нее читают дети, что выписано по их инициативе;
• каковы семейные традиции и праздники;
• каковы устойчивые интересы, склонности и способности, проявляемые детьми дома;
• особенности реальных воспитательных возможностей семьи (взаимоотношения между ее членами и особенно родителями и детьми;
• степень родительского авторитета;
• внимание взрослых, уделяемое подрастающему поколению;
• стиль, методы и приемы воспитания;
• традиционно используемые меры поощрения и наказания;
• семейные обязанности детей;
• степень единства воспитательных воздействий взрослых членов семьи;
• уровень выполнения требований образовательного учреждения и общесемейный режим и климат.
Внесемейные влияния и взаимоотношения: друзья, компания, двор, улица, соседи и знакомые родителей. Понимая необходимость и важность подобной информации, получать ее можно только в очень корректной форме, больше путем наблюдения за ребенком, в процессе непосредственного общения с членами семьи.

Особое внимание следует уделить неблагополучным семьям, характеризующимся той или иной степенью дезорганизации семейных связей.

В свою очередь и образовательное учреждение должно также всесторонне и регулярно информировать родителей или участвующих в педагогическом процессе членов семьи обо всем, что их интересует, но не нарушая границ дозволенного и допустимого.

Отредактировано Елена_Ерёмина (2018-12-13 21:39:05)

0

17

Коллеги хочется поделиться  рекомендациями для учителей по общению с конфликтными родителями.

К сожалению таковых в современном обществе с каждым годом становиться все больше и больше.  За социальной неустроенностью, собственными трудностями они порой не хотят и не могут видеть реальные проблемы у своих детей. А когда учитель  поднимает проблему, еще одну к "их жизненному возу" происходит негативная реакция.  Так вот, с такими родителями учителя и социально-психологическая служба встречается практически каждый день.

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

1. Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.
2. Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.
3.Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности. 4. Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.
5. Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).
6. В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов.
Это могут быть круги сообщества, медиация.

Пример неконструктивного диалога:
Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!
Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ:
Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

0

18

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители зачастую предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее  и педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок
Цель работы с родителями учеников – организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
• включение родителей в совместную со школой воспитательную
деятельность;
• правовое просвещение родителей;
• оказание помощи родителям в семейном воспитании;
• оказание родителями материально-финансовой помощи школе;
• совместная со школой организация социальной защиты детей;
• организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность.

0

19

В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, слабо развита психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. В педагогических коллективах часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.
Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. В свою очередь, повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей через просвещение в вопросах воспитания и обучения способствует оптимизации детско – родительских отношений и является профилактикой различных проблем личностно – социального развития детей.
Перед практическим психологом образования стоит очень важная задача -  повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
 
Хочу предложить несколько упражнений, которые можно использовать на родительских собраниях.
Упражнение «Зато он…»
Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь Диму больше, чем меня!». Попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому. Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего сына (дочери), или нескольких детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой стороне листа – все его плюсы.
После того как участники тренинга выписали плюсы и минусы своих детей, они оглашают их следующим образом:
«Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т.д.
Далее участникам предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину.

Упражнение «10 поступков» Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.
Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»

Упражнение «Качества» Родителям предлагается подумать и сказать, какие качества они хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое названное качество записывается на доске, а затем им присваиваются места по значимости.

Упражнение «Я хороший родитель потому что…». Родителям в круг предлагается произнести фразу «Я хороший родитель потому что…» и  выделить положительное в процессе воспитания ребенка.

Рекомендации для урегулирования эмоциональных проблем учащихся:
• не стоит торопиться с выводами по поводу причин такого поведения и неадаптивности школьников;
• следует замечать и фиксировать крайности в поведении школьников;
• следует поощрять школьников к откровенной беседе и  быть внимательным к их рассказам;
• следует анализировать и фиксировать информацию о развитии школьников, беседуя с психологом, специалистами;
• не следует в случаях эмоциональной нестабильности детей самим руководствоваться эмоциями, следует быть объективными;
• необходимо выявить и попытаться при помощи специалистов устранить причину возникшей проблемы;
• не следует забывать, что в основе причин эмоциональной нестабильности личности ребенка могут быть более глубокие мотивы, которые нелегко обнаружить;
• следует быть терпеливыми,  внимательными и руководствоваться принципом:
- Основой методики продуктивного развития личности  выступают индивидуальный и личностно-ориентированный подходы, которые базируется на изучении ведущих социально – ценных мотивов каждого конкретного ребенка и опоре на них в его обучении и развитии.
- Именно эти подходы позволяют выделить и проанализировать актуальные проблемы ребенка, обосновать его психологические  трудности и подобрать наиболее эффективную форму их коррекции.
- Но любая работа будет напрасна, если окружающие ребенка люди  сами не могут сдерживать эмоции,снимают на нем собственное  раздражение, не любят его.

Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в том, что стабильность семейной среды является важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка.

0

20

0

21

люди легче справляются со сложными задачами в хорошем настроении

0

22

Ш.А. Амонашвили писал о том, что каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен
педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него
радость и оптимизм.
Оптимизм – это радость жизни, надежда и вера в будущее, вера не бездоказательная,
а основанная на логике, факте, осознании закономерностей развития. Без такого оптимизма
человек обрекает себя на постоянные мучительные скитания от одной случайности к другой, от одного
происшествия к другому. Отсутствие оптимизма – это не только унылое существование. Это положение,
при котором человек не имеет, не видит, не осознает цели и перспектив своей жизни, своего развития.

0

23

Навыки позитивного общения с окружающими

В каждом из нас много хорошего. Ищите его и в других, и в себе. Позитивно общаясь, старайтесь узнавать людей ближе и открывать в них способности, сильные стороны и позитивные качества.

Учитесь прощать, избегать категоричных суждений о других и забывать о предрассудках. Будьте добрыми, честными и понимающими. Это важно для формирования позитивного общения и отношений с другими людьми и с окружающим миром.

0

24

Методические рекомендации по организации работы с родителями

1. Способность к общению — профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко учитель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя — вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того — найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

4. Людям нравится ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству — подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.
В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом — постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В третьем — укрепите уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он безусловно может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.

5. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза учителя и чувствуют, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

6. Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка и каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком и который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.

7. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

9. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.
Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.

10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
Вы сумели объединиться с ними против вашего общего «врага» — воспитательной или учебной проблемы, разработать план конкретных совместных действий.

0

25

Добрый вечер!Инновационные формы работы с родителями
Важным звеном в построении воспитательной работы является
взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья - та естественная
среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что
решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении
не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без
всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания
и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но
и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться
опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их
решения.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать
родителей участниками воспитательного процесса? Для этого в своей работе
нужно использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и
новые.
Новые формы с родителями делятся можно поделить на 4 вида:
1. Информационно-аналитические
2. Познавательные
3. Досуговые
4. Наглядно-информационные

0

26

1. Информационно-аналитические формы общения с родителями
направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение
социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта
доверия», «Волшебный сундучок», «Ларец пожеланий и предложений».
Кроме анкетирования, в работе с родителями помогает «Почта доверия» -
это сделанный почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими
проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания,
образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях
или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в
письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы
позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка
времени мешает встретиться с родителями лично.
2.[i]Познавательная форма[/i] знакомит родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с
помощью следующих форм работы:
 родительские вечера;
 ринги;
 индивидуальные и тематические консультации;
 тренинги;
 родительские часы
3.Досуговая форма для установления эмоционального контакта между
педагогами, родителями и детьми.
Интересной формой сотрудничества класса с родителями
является клубная деятельность. Перечислим задачи, которые может решать
клуб:
1. Помочь ребенку адаптироваться в школьной среде.
2. Укрепить связь в классном коллективе между детьми и их
родителями, бабушками, дедушками ,между учителями и учениками.
3. Пробудить в ребенке чувство гордости за свою семью за свой
класс.
Программа деятельности клуба.
1. Совместные акции и дела.
1. Темы: «Увлечения, хобби, интересы семей класса»:
- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции, фото);
- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих
увлечениях, отдыхе.;
- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей;
- чаепитие;
2. Экскурсии на природу, совместные походы
3. Второе собрание клуба. Тема: «Генеалогическое древо нашего
класса».
- выступление председателя клуба по итогам работы за год;
- вручение благодарностей самым активным членам клуба;
- создание генеалогического древа класса, Семья – «веточка древа, представлена
маленькими фото каждого члена семьи;
4.Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с
работой школы, особенностями воспитания и развития, о формах и методах
работы с школьниками.
Можно сделать групповой альбом «Наша дружная семейка», который
находится в родительском уголке, начиная с 5 класса записываются интересные
случаи с ребенком в классе, вклеиваются фотографии детей, а также участие
ребенка в конкурсах, детские поступки, достижения и рисунки. Родители с
интересом рассматривают альбом и у них появляется стимул для дальнейшего
пополнения альбома интересными событиями с участием родителей.
В ходе работы с родителями главное, чтобы подход к работе не носил
формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых
современных приемов и методов. Не надо останавливаться на достигнутом,
нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас
одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков
мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда
вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Свое выступление я хочу закончить словами Ольги Высоцкой:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте! "
Спасибо за внимание!

0

27

Памятки родителям «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

I. КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ

Шаг первый. Проведите аутогенную тренировку

«Я совершенно спокоен»

Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».

Шаг второй. После общего расслабления выполните упражнения

«Дыхание»

1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

2. Выдох с открытым сильным звуком «а-а-а».

3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.

4. Выдох с сильным звуком «о-о-о» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).

5. Медленный глубокий вдох.

6. Медленный глубокий выдох со звуком «у-у-у» (руки опустить вниз).

«Пальцы в кулак»

Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сожмите кулак. Затем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).

«Аромат роз»

Представьте букет роз и вдыхайте аромат воображаемых цветов, наслаждаясь их запахом.

«Солнечный луч»

Представьте, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.

Шаг третий. Снимите головную боль, если она есть

«Дождик»

Представьте, что вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи — то замедляя, то ускоряя темп.

Шаг четвертый. Прогоните неприятные мысли

«Рисование»

Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии. Всмотритесь в то, что у вас получилось, попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов. Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что вы создали.

Шаг пятый. Активизируйте резервы организма

«Ушки на макушке!»

Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.

Выполните действия:

указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;

помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце разотрите уши руками.

II. ЗАРЯДКА ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте про себя нижеследующий текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.

Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а). Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование. Я буду полезным (-ой) и нужным (-ой) своему ребенку, семье, себе самому (-ой).

6. Именно сегодня я буду доброжелателен (-льна) ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезным (-ой) и щедрым (-ой) на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любит и верят мне.

0

28

Уважаемые коллеги! Спасибо всем за активное участие в семинаре. Много полезных и нужных рекомендаций было дано. Остается надеяться, что внедряя их в своей практической деятельности, мы получим положительные результаты. Мне посчастливилось поучаствовать 13 декабря в работе областного "круглого стола". Тема рассматривалась следующая: "Вопросы профилактики проникновения деструктивных идеологий в подростковую среду", и, в ходе обсуждения различного рода сложных вопросов, участники пришли к единому мнению - только совместная работа классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога и РОДИТЕЛЕЙ позволит добиться результатов в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних и не только... Будем работать! Всем спасибо!

0


Вы здесь » ФОРУМ » Cеминар для педагогов-психологов » Cеминар для педагогов-психологов ОУ